Рекомендованные статьи
![](https://drujite.ru/wp-content/uploads/2024/12/mosgortur.jpg)
![](https://drujite.ru/wp-content/uploads/2024/10/uozooh7vdj0-1024x683.jpg)
![](https://drujite.ru/wp-content/uploads/2024/08/dsc03565-1-1024x683.jpg)
Страх — эмоция полезная. Он уберегает от многих опасностей взрослого человека, а тем более – ребёнка. Боязнь обжечься не позволяет засунуть руку в костёр, а страх высоты защищает от падения. Но грань между естественным испугом и неуверенностью достаточно зыбкая.
Сомнения могут возникнуть по любому поводу:
Большинство взрослых старается дать своему ребёнку то, что оказалось собственной несбывшейся мечтой. Но ребёнок — это не клон родителей, а совершенно другая личность. Вам хотелось в 15 лет поехать к океану, а сын мечтает все каникулы не вылазить с баскетбольной площадки. И ему всё равно, где она находится: на море, на речке или в школьном спортзале. Вы не смогли в детстве поступить в балетную школу, а теперь решили, что ваша дочь будет счастлива танцевать — но она хочет отправиться в сплав на байдарке.
Неуверенность — серьёзная помеха в любом деле. Хочется создать свою рок-группу — но мешают назойливые опасения:
И эту цепочку сомнений можно развивать до бесконечности.
В прошлом веке педагоги приводили в пример такую историю — встретились в Академии Наук СССР два выдающихся инженера и жалуются на своих детей. «Представляешь, у меня дочка не хочет учиться, ей бы только ногами дрыгать». «У меня ещё хуже — сын в куклы играет». Это были отцы знаменитой балерины Лепешинской и Образцова — создателя всемирно известного театра кукол. Если бы папы проявили принципиальность и заставили ребят зубрить формулы — появились бы два закомплексованных подростка, затем два студента-двоечника, а в итоге — два никудышных инженера и очень несчастных человека.
Очень часто не только ребёнку, но и взрослому образованному человеку сложно справиться с застенчивостью. Хуже всего, если она возникла не в процессе жизни, а просто врождённая черта характера. Но, как правило, этот комплекс возникает из-за поведения самых близких людей, которые скептически отнеслись к успехам ребёнка.
Что хочет услышать маленький человек:
Странно, но даже разумные и любящие родители недооценивают собственную мимику и жестикуляцию. Если ребёнок говорит: «у меня не получается», а вы усмехнулись с видом «а кто бы сомневался, я так и думал». Или развели руками с видом безнадёжности — вряд ли юный человек захочет повторить попытку, если от него заранее ожидают следующую неудачу.
Как ни странно, эффект у них одинаков — неумение адаптироваться в обществе. В детстве и подростковом возрасте человек учится отвечать за свои поступки и выстраивать отношения с другими людьми. А когда регламентируется каждый шаг — это зачастую приводит к чувству противоречия по каждому поводу.
У более пассивного ребёнка может выработаться весьма комфортная позиция — «сделаю, как говорят взрослые, они и будут виноваты, сами помогут разрулить неприятности». Естественно, подросток такую нелепую формулировку не придумает, но именно так он привыкнет поступать. А результат в обоих случаях одинаков — неумение решать проблемы, выбирать собственную позицию, отвечать за свои поступки.
О самом главном промахе родителей мы уже сказали — относиться к чаду так, как, по вашему мнению, должны были относиться к вам в детстве. Хочется сделать как лучше. Но этот маленький человек — не вы, он другой. И давно известен набор самых неудачных действий родителей:
Есть замечательная фраза: когда человеку разрешают делать всё, что ему хочется, то надеятся, что захочется ему сделать полезное для того, кто это разрешил.
Увы, для большинства людей сложнее всего — не делать из обычных ошибок катастрофу мирового масштаба. Не замечая, родители постоянно свои вполне заурядные неудачи обсуждают как апокалипсис, а заодно и ляпы ребёнка расценивают как трагедию, неудачное воспитание и крушение надежд на будущее. Неудивительно, что в такой обстановке человек входит в жизнь, постоянно озираясь и оглядываясь, боясь совершить неверный поступок.
Безусловно, главной проблемой для родителей становится нехватка времени. Да и собственные дела иногда не ведут к энтузиазму. Но исправлять любую проблему гораздо дольше и сложнее, чем её предотвратить. Трудно найти свободный час и силы на совместную игру, зато результатом будет не только польза для ребёнка, но и отличный отдых для родителей — найти общее интересное занятие не так сложно, как кажется:
Конечно, всё зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. В младших классах лучше всего проблемы решать в игровой форме. А с подростком — говорить, говорить и говорить абсолютно на все темы, которые ЕМУ интересны.
Застенчивые и необщительные дети нередко ведут дневник. И неважно, бумажный или цифровой. Там будут мысли и рисунки, обиды и надежды. Идеальный вариант в этом случае — рассказать, что у вас был такой же молчаливый товарищ в детстве. И уж, конечно, не пытаться сунуть свой нос в этот дневник. В нём, скорее всего, будут обиды и на вас — реальные и придуманные, большие и маленькие.
В первую очередь лекарством послужит оптимизм родителей. Искренний. Дети слишком хорошо чувствуют фальшь, и от вранья будет только хуже. А оптимизм — это просто:
Отдельная проблема — это вхождение детей в новый коллектив. Иногда ребёнок, который был в классе самым незаметным, в новой обстановке проявляет себя как лидер, общий любимец и эрудит. Но чаще случается обратное. И тогда, как в любой ситуации, главное — самому не чувствовать себя изгоем. Какие проблемы мешают полноценному общению в школе:
К сожалению, в новом классе многое зависит от учителя, здесь родителям полностью не удастся взять контроль над ситуацией. Зато можно (и очень-очень нужно) узнать и обсудить каждое событие, выслушать по 10 раз одно и то же. Да и просто лишний раз повторить, что именно ваш ребёнок самый умный, самый красивый и самый нужный. Это и есть по-настоящему надёжный способ придать человеку уверенность в собственных силах и настроить на полноценную жизнь в любом коллективе.