Гаджеты для детей – вред или польза?
Что есть гаджеты для детей? Источник ценной информации и катализатор развития? Или фактор дестабилизации психики и подрыва физического здоровья? Современные гаджеты дети и родители воспринимают по-разному. Впрочем, так было всегда.
Было время, когда читающих на улице и в транспорте молодых людей упрекали в неуважении к старшим – уткнулись, де, в свои книги. Современные бабушки и дедушки в детстве не раз слышали о вреде чтения за едой или лежа. Но продолжали читать с фонариком под одеялом по ночам и с булочкой в руках на школьной перемене. Современные мамы и папы еще хорошо помнят кнопочные телефоны, которые приходилось прятать от учителя на уроках. А современные подростки живут, приникнув к экранам планшетов и смартфонов.
Прогресс не стоит на месте. Гаджеты в жизни детей – это уже навсегда. Отказаться от пользования современными средствами связи не получится. Но как найти золотую середину между полным отказом от гаджетов (что в наше время не будет самым разумным решением) и гаджетозависимостью?
Для начала стоит определиться с понятиями. В чем состоит вред гаджетов для детей? Можно ли вообще организовать жизнь ребенка так, чтобы полностью исключить вредное влияние гаджетов на детей, оставив только полезную составляющую? Кстати, в чем она состоит?
Дети времен гаджетов при помощи интернет-сервисов овладевают иностранными языками, постигают школьные науки, готовятся к ЕГЭ и олимпиадам, создают свои первые успешные бизнесы.
Но так происходит не всегда. Само по себе наличие планшета в руках у подростка не является фактором его развития. Для достижения высоких целей необходимо их определить и организовать соответствующую работу.
Это и есть важнейший критерий, отделяющий бессмысленное «втыкание» в планшет от осознанной полезной работы с ним.
Как сделать гаджет для ребенка источником пользы? Делу – время!
Нужно разумно организовать работу с ним. Необходимо установить правило: беря планшет в руки, ребенок должен четко понимать, для чего он это делает, какой результат должен быть получен и за какое время. Если это прослушивание лекции, то надо понимать, какие вопросы должны быть прояснены к концу видео. И ребенок должен суметь озвучить ответы! Если это интерактивный урок, то должно быть понятно, какие навыки тренируются и чего требуется достичь за это занятие.
При таком подходе ребенок, скорее всего, достаточно легко расстанется с гаджетом по окончании запланированного промежутка времени. Работа требует усилий. А после напряжения хочется расслабиться.
И тут важно, чтобы отдых для ребенка не ассоциировался тоже исключительно с гаджетом!
Потехе – час! Максимум — три
Развлекательный контент имеет право на существование. Но, во-первых, желательно все же контролировать его содержание. Не каждый автор развлекательного канала транслирует полезные, здоровые идеи. А во-вторых, просмотр развлекательных видео не должен быть безлимитным. И чем старше становится подросток, тем больше соотношение должно быть в пользу обучающего контента и активной работы в интернете.
Каковы временные рамки взаимодействия с гаджетами для детей и подростков? Это зависит от возраста.
До двух лет детям лучше всего обходиться вовсе без гаджетов. Пользы от них младенцам не будет никакой, а вред может быть причинен – и глазам, и психике, и осанке. После двух лет смартфон или планшет с мультиками или интерактивными видео может присутствовать в жизни не более 15 минут в день. К 5 годам можно увеличить это время до 1 часа в общей сложности в течение дня. К 10 годам – до 2 часов. К 15 – до 3.
Превышение указанных норм, а особенно бесконтрольный просмотр контента, не требующего работы мозга, чреваты негативным влиянием гаджетов на здоровье и развитие детей: зрение и осанка портятся, способность к концентрации внимания ослабевает, страдает память, затормаживается развитие способности к мышлению.
Еще раз повторим, что в течение указанного времени подросток не должен использовать электронное устройство только для просмотра развлекательных (и нередко довольно низкопробных) видео на Ютьюбе или Тиктоке. Перевес должен быть в сторону пользы для развития.
Пусть жизнь будет интереснее гаджетов!
И все же – могут ли дети без гаджетов обходится полностью? Наша практика показывает, что да! В нашем лагере мы не забираем смартфоны и планшеты у детей, но часто они лежат в тумбочках всю смену. И родители подчас даже переживают, не видя ребенка в сети большую часть дня.
Но переживать не о чем. Впору радоваться! Просто педагоги нашли способ увлечь подростка различными видами активностей, организовать совместную деятельность – и гаджет проиграл в этой конкурентной битве.
Этим же методом мы рекомендуем пользоваться родителям. Совместные семейные дела и проведенные вместе на свежем воздухе выходные – лучший способ вернуть детей в реальную жизнь из онлайна.
Простой запрет на использование планшета – не лучший способ решить проблему. А вот если взрослым удастся направить внимание подростка на альтернативные способы заполнить свой досуг – посещение спортивных секций, участие в социальных проектах, активные игры на свежем воздухе, настольные игры с друзьями, первые опыты в зарабатывании денег – то польза от этого будет не только для развития ребенка, но и для укрепления отношений внутри семьи.
Родители, которые сами ведут социально активный образ жизни и привлекают к этому детей, становятся на всю жизнь для них образцом для подражания. Дети искренне уважают взрослых, с которыми можно заняться полезным делом, к которым можно обратиться за советом, поделиться радостью.
Общайтесь со своими детьми как можно больше. Участвуйте в их жизни. Специально выделяйте на это время. А мы со своей стороны продолжим разрабатывать новые программы для того, чтобы каждый подросток смог найти для себя в нашем лагере дело по душе, которое, возможно, в итоге станет делом всей его жизни.