Что такое «Игры на знакомство» и для чего они нужны в летнем лагере
Взрослый человек при знакомстве оценивает внешность — от манер до стиля одежды. У детей всё гораздо сложнее. Это целый мир, в котором появляются новые друзья или те, кто очень-очень не нравится. В повседневной школьной и домашней жизни знакомство происходит естественно (хотя и не всегда успешно). А вот создать единый коллектив в летнем лагере — настоящее искусство.
Проверенный способ подружить незнакомых ребят — специальные игры. В летнем лагере эту сложную задачу выполняют чаще всего вожатые. Дело не только в специальном образовании, но и особом складе характера, который позволяет взрослому человеку общаться с детьми на равных, но при этом вести их в нужном направлении.
Какие игры чаще всего используются для успешного знакомства ребят:
- Для самых маленьких — «Поговорим, как зверята»: каждый, чьё имя начинается на букву «А» начинает мычать, на букву «Л» — мяукать, на букву «М» — лаять (и далее огромное количество вариаций). Как вариант — на спину игроку прикрепляется рисунок животного (какого — ему неизвестно). Чтобы решить загадку, он задаёт окружающим наводящие вопросы: сколько у этого зверя ног, если ли перья и хобот.
- Для младших групп можно выбрать и самый простой вариант: «Лены — похлопайте в ладоши», «Димы — подпрыгните на месте», «Саши (девочки и мальчики)» — возьмитесь за руки. Ребят с редкими именами можно собрать вместе.
- Если младшие дети совсем не проявляют активность — лучше всего их построить в отряды, ориентируясь на имена в алфавитном порядке. Обычно это — весёлое хаотичное движение, во время сумбурного построения и происходит знакомство.
- Есть простая, весьма распространённая игра под названием «Паровоз». Правила примитивны, но при этом игроки обычно сбиваются с «правильного курса». Первый участник произносит своё имя. Второй — повторяет услышанное, затем называет себя. Третий, четвёртый, пятый и остальные — должны повторить все услышанные имена и в заключении назвать своё. Выглядит очень просто — но при этом мало шансов, что последний игрок запомнил правильную очерёдность названных имён. Выиграть сложно, зато очень-очень весело.
- Несложная и забавная игра «Кораблик» изначально была создана для самых маленьких, но может быть адаптирована под любой возраст. Это идеальный способ знакомства. Каждый не просто называет своё имя, но и перечисляет собственные интересы: «Я — Саша и обожаю смотреть анимэ», «Я — Петя и дружу со своим котом Барсиком», «Я — Серёжа и начинаю изучать программирование». Этот способ работает и для старших групп — естественно, их желания и интересы сложнее. Но таким образом все остальные ребята сразу понимают, с кем захочется общаться на протяжении всей лагерной смены.
- Отличный способ познакомиться — любая интерактивная игра, правила которой сочиняются прямо в процессе знакомства. Попробуйте спросить ребят, что им интересно. И вскоре совершенно неожиданно окажется, что самые юные сочиняют отличные стихи, маленькие интересуются сложной компьютерной графикой, а старшие — наоборот: любят просто рисовать картинки на бумаге карандашами.
- Можно и в обычное знакомство внести интригу. Каждый должен назвать два своих хобби. Но при этом одно — настоящее, а другое выдуманное. Например, игрок Н говорит, что обожает рисовать и петь. А другие ребята угадывают, какое из этих занятий ему действительно нравится, а какое он сейчас сочинил на ходу.
- Можно использовать «Математический» способ знакомства. Ребята начинают произносить порядковые номера, первый, второй, третий, четвёртый, а каждый пятый вместо цифры называет своё имя. И так по кругу. А если «придать ускорение», то большинство вскоре запутается, когда требуется произнести цифру, а когда — имя. Возможно, не очень продуктивно, зато весело.
- Для младшего и среднего возраста есть очень простой и эффективный вариант — знакомство при помощи мяча. Две команды становятся друг напротив друга. Участник каждой команды кидает «противнику» мяч, называя своё имя. Когда мяч оказывается у последнего игрока, он отправляется в обратный путь. Но при этом каждый игрок должен кидать его партнёрам, называя уже не своё имя, а того, кому адресован мяч. Можно менять ребят местами, повторяя игру несколько раз. Безусловно, игроки будут часто путать имена, но каждый точно запомнит тех, с кем ему захотелось подружиться.
- Один из самых старых способов знакомства — называть н«е только своё имя, а собственную характеристику на ту же букву: Я — могучий Миша, я — красивая Катя. Эту игру можно расширять, сочиняя целые предложения: очаровательная Оля обедает, она ест окрошку, овсянку и огурцы. Самое смешное, что при быстрой игре многие ребята (особенно младшего возраста) непременно запутаются, решив, что ананас начинается с буквы «О», а очаровательный — с буквы «А».
- «Муравейник». Здесь потребуется предварительная подготовка — создать специальные карточки, в которых записаны свойства человека: например, любовь к пению, умение играть в шахматы, нежелание делать уборку в собственной комнате. Лучше всего в описании смешивать положительные и отрицательные черты характера. Получив карточку, участник должен найти игроков с этими качествами и вписать в карточку их имена. Эта игра полезна и для педагога — он получает представление о характере ребят, а в большинстве случаев — сможет определить лидера.
- «Молекулы и хаос». Ребята изображают броуновское движение, передвигаясь хаотично по залу. По команде ведущего они образуют пары или тройки, знакомятся друг с другом. Следующая команда — снова создать хаос, затем — новое знакомство.
- Здороваемся за руку — за ограниченный период времени необходимо пожать руку как можно большему количеству новых знакомых. Дополнительно можно устроить конкурс — кто запомнил имена всех, с кем только что познакомился.
- Рассказ в трёх словах. Используя только три слова, охарактеризовать себя как личность, назвать качества, которые человек считает для себя главными. Как правило, все наперебой пытаются рассказать о себе, не слушая друг друга. Поэтому нужно установить чёткий порядок — например, в алфавитном порядке.
- Знакомство «В два круга». Ребята образуют два круга — внешний и внутренний. Под музыку круги вращаются, затем по команде останавливаются, и ребята знакомятся с тем, кто оказался рядом. Срабатывает тот же принцип, что и в большинстве других игр — каждый запомнит именно тех ребят, с кем захотел подружиться.
В отдельную игру можно превратить и знакомство с вожатым: можно не называть своё имя, а предложить ребятам его угадать. Эту «викторину» можно продолжать на любую тему: предложить отгадать свою любимую песню, а потом спеть её всем вместе. Поговорить о своём любимом блюде и заодно узнать, кто из ребят какие лакомства предпочитает.
В арсенале многих вожатых есть старый, но надёжный способ создать ребятам весёлое настроение: рисование цветными мелками на асфальте:
- каждый рисует то, что ему нравится;
- все выполняют одинаковое задание;
- те, кто не любит рисовать, служат «моделями» для художников.
Как ни странно, это занятие (особенно последний вариант) по душе не только самым маленьким, но и ребятам среднего возраста. А если совместить индивидуальное творчество и коллективное общение — дети смогут вместе создавать свои «шедевры», знакомиться, спорить, превращаться из «единоличников» в дружный коллектив.
Цель знакомства в летнем лагере — не просто запомнить имена друг друга, а подружиться, найти близких по интересам ребят. Задача педагога — не оставить без внимания ребёнка, который стесняется и чувствует себя «не в своей тарелке».
Игры, с помощью которых можно образовать команды
Дело не только в спортивном или интеллектуальном состязании. Нужен сам командный дух, общее занятие, которое сплотит всех ребят. Для младшей группы можно провести самую простую игру, знакомую всем с детского сада: «Путаница» — когда нужно правильно запутать и весело распутать сцепленные руки. Очень просто и одновременно весело.
Можно пытаться образовать круг или более сложные фигуры. Во время этой игры ребята разделятся не просто на команды, а на кружки единомышленников, победят те, кто понимает друг друга с полуслова. И при этом сразу разберутся: для кого главное — результат, а для кого — сам процесс путаницы.
Командные игры помогут не только в день знакомства, но и в следующие дни. Например, отличным мероприятием может стать день Нептуна. И неважно, что лагерь находится не на море. Достаточно реки, озера или просторного бассейна. Ребят можно разделить на несколько групп:
- свита Нептуна — например, папуасы, которых можно смешно раскрасить гуашью;
- морские жители — русалки и дельфины;
- просто любопытные, которых свита по приказу Нептуна будет кидать в воду.
Можно вспомнить всем знакомую диснеевскую Ариэль, её друзей Себастьяна и Флаундера. Таким образом, у ребят сразу образуются общие знакомые — сказочные персонажи, и тогда гораздо легче будет найти общий язык. Но такая игра потребует проведение подготовки со стороны вожатых.
Из самых простых вариантов для более старших: игра «доверчивое падение». Один падает (со сложенными руками) — остальные ловят. Для маленьких эта игра не подходит, потому что ребята должны понимать: падающего нужно подхватить, предотвратить удар, а не просто смеяться, когда он окажется на земле.
Как во время игры выявить лидера
Такие игры могут проводиться в самом начале смены (и тогда это ближе к угадайке) или после длительного знакомства ребят друг с другом. В этом случае обычно происходит соревнование между двумя-тремя уже определившимися лидерами.
Если у вожатого есть время и желание, он может ориентироваться не только на определение лидера, а на развитие командных качеств у ребят. Какие свойства определяют лидера коллектива уже в самом юном возрасте:
- настойчивость — упорство и стремление доводить начатое дело до конца;
- активность — самостоятельное действие, а не попытки командовать другими;
- инициативность — собственные идеи, пусть, не всегда удачные, но свои;
- общительность — умение не только командовать, но и слушать собеседника;
- организованность — самодисциплина и чётко выстроенный план действий.
Такими характеристиками обладают и не все взрослые. Но если есть желание и поддержка педагога — эти качества можно успешно развивать. Сложнее определить грань, когда лидер чрезмерно увлекается своей ролью командира и считает своё собственное мнение безупречным.
Активная игра на свежем воздухе
К подвижным играм можно отнести сотни различных от мероприятий. От старинной «море волнуется раз…. » до традиционного пляжного волейбола (и пляж для него совсем необязателен). Для самых маленьких беспроигрышный вариант — «Утка с утятами». Ведущий, выступающий в роли утки, делает смешные и неожиданные маневры: притопы, прихлопы, падения навзничь, а «утята» это повторяют.
В Подмосковном лагере «Дружите.ру» разработана уникальная программа «Легенда» — активный отдых для самых маленьких в хвойном лесу. Ребята могут часами участвовать в увлекательных мероприятиях. Для этого создаётся не только специальный сценарий, но и подготавливаются костюмы, аксессуары, необычный реквизит. А по вечерам, сидя у костра, дети вместе со взрослыми придумывают увлекательные мероприятия на следующий день.
Игры-минутки
Игры-минутки используются не для для развития навыков или тренировки: их задача — заполнить паузу. Самый простой и проверенный временем вариант — пантомима. Вожатый может изображать любое действие:
- чистит зубы;
- разжигает костёр;
- завязывает шнурки;
- плывёт;
- играет на барабане.
Это отличный способ не просто занять свободные 10-15 минут, но и отвлечь ребят в случае непонятной ситуации.
Некоторые игры-минутки требуют небольшую подготовку: спрятать заранее игрушку, спортивный инвентарь, предмет одежды. И устроить блиц-соревнования по поиску.
Можно совместить заполнение паузы и незамысловатое развитие памяти — вожатый становится за спиной у ребят и задаёт вопросы о цвете своей одежде или предметах в руке. Наблюдательность — качество достаточно редкое. И в большинстве случаев дети начинают спорить, хотя видели сегодня своего вожатого, возможно, в течение нескольких часов. Как правило, получается очень забавно, когда один говорит, что на вожатом синяя куртка, а другой помнит, что это точно светло-зелёный свитер.
Тренируем наблюдательность
Для развития внимания существуют и более серьёзные игры. Но они требуют предварительной подготовки. Тренировка наблюдательности входит в общую схему развивающих игр. Есть достаточно простой вариант — первый игрок называет фрукт, например, апельсин. Второй произносит «апельсин, яблоко», третий продолжает цепочку: «апельсин, яблоко, абрикос». Каждый из игроков добавляет собственное название. Несмотря на простоту игры, большинство ребят очень скоро начинает забывать последовательность, путает название, выбывая из игры.
Более активный вариант — ведущий произносит команды, а игроки должны выполнять их с точностью «до наоборот». Звучит приказ встать — все садятся, звучит команда «поднять правую руку» — нужно поднять левую ногу. Если всё происходит в темпе, то большинство ребят непременно совершает ошибку, игроки выбывают один за другим, и вскоре определяется самый внимательный победитель.
Игры для самых маленьких
В любом возрасте игры могут просто весёлые, а могут выполнять учебную задачу, но самая главная цель — поддерживать общий интерес и командный дух всех ребят. Одна из самых распространённых игр для младшего возраста — «Паровозик».
Ребята по очереди выступают в роли Проводника — он стоит последним в цепочке малышей. У всех, кроме Проводника, глаза закрыты. А он отдаёт команды:
- хлопнул предыдущего игрока в цепочке по плечу — нужно поворачивать соответственно направо или налево;
- хлопнул по обоим плечам — нужно двигаться вперёд;
- после двойного хлопка нужно поворачивать назад;
- а хлопки дробью означают команду остановиться.
Проводник в ходе игры меняется несколько раз, если ребят немного, то каждый по очереди побывает таким «командиром». Для малышей разработано множество игр, наиболее часто на практике встречаются:
- «Крокодил»;
- «Снежный ком»;
- «Переправа через реку»;
- «Инопланетяне»;
- «Тише-громче»;
- «Семейная фотография» и многие другие.
Пожалуй, на роль самой старой игры претендует «Сломанный телефон». Игроки шёпотом передают друг другу слово, сказанное ведущим. Тот, кто ошибся и передал неверно, отправляется в конец цепочки.
Игры для среднего возраста
Для средней группы существует ещё больше весёлых и полезных развлечений. Вот лишь несколько из самых популярных:
- «Аэропорт». И здесь множество вариантов: можно ограничиться только двумя командами, встречающие и прилетающие. Но при желании можно добавить спасателей, лётчиков, журналистов. Как правило, сюжет этой игры заключается в том, что самолёт 10 лет назад попал в Бермудский треугольник, и теперь встречающие стараются узнать своих родственников, которые изменились за эти годы
- «Гусеница» — ребята держатся за талию идущего впереди. Разрывать цепочку нельзя, но при этом гусеница должна проделывать самые разные вещи — кушать, умываться, прятаться от врагов.
- «Японский театр» — с тремя основными персонажами: Дракон, Рыцарь, Красавица.
- «Узелки» — игра для чётного количества участников, которые обмениваться рукопожатиями, стоя в круге. Задача: угадать, кто протянет тебе руку.
- «Бегающий гномик». Стоящие кругом ребята закрывают глаза. Ведущий топает, все должны повторять топот по цепочке. Создаётся иллюзия Гномика, бегущего по кругу. Для этого нужно чётко соблюдать очерёдность.
Безусловно, существует и множество игр, связанных с рисованием на заданную тему — создание индивидуальных рисунков или коллективное творчество.
Досуг для старших групп
Старшеклассники уже не находятся в постоянном хаотичном движении, как ребята младшего и среднего возраста. Но им также игры требуются активные, максимально подвижные и содержательные, с элементом неожиданности. Направить энергию можно в совершенно незамысловатые, но увлекательные игры:
- «Бег пингвинов» — командная игра, когда все по очереди обегают вокруг препятствия с мячом, зажатым между ногами. Мяч передаётся, как эстафетная палочка.
- «Перетягивания каната» — классический нестареющий вариант для двух команд. Запрещается перехватывать канат руками и отпускать его.
- «Зомби» — правая рука одного игрока привязана к левой руке другого. А свободными руками они вместе должны выполнить команду — например, завернуть свёрток и красиво обвязать его лентой, сделав бантик.
Ребятам любого возраста интересно участвовать в театрализованных представлениях. Команды кураторов «Дружите.ру» разрабатывают специальные программы, в которых ребята попадают в сказочные миры Гарри Поттера или Эльфийский Лес. Множество аксессуаров и оригинальные костюмы создают волшебную атмосферу, а необычные сюжеты авторы сочиняют новые для каждой смены ребят.
Отдельное внимание — интеллектуальным играм. Но в летнее время они скорее нужны в том случае, если на улице «нелётная» погода. Тут выбор велик — от «Морского боя» до «Монополии». Особое место занимают и викторины. Они могут быть построены по примеру телевизионных шоу или придуманы от начала до конца самими ребятами. В этом случае главное правило — чтобы угадывать ответы могли все ребята, не стоит задавать слишком сложные вопросы.
Если проверяем эрудицию — можно устроить персональное первенство. Но гораздо увлекательнее сделать игру командную, в которой будут участвовать абсолютно все. А самое интересное в конкурсах и викторинах — создать необычную атмосферу: оформление зала, компетентное жюри, эффектное открытие и завершение викторины, неожиданные призы. Впрочем, многое зависит от ведущего — потребуется не только эрудиция, знание ответов на вопросы, но и умение объяснить ребятам самые сложные вещи простым языком.