Игры на знакомство для детей в лагере
Полезная статья для родителей:

Что такое «Игры на знакомство» и для чего они нужны в летнем лагере

Взрослый человек при знакомстве оценивает внешность — от манер до стиля одежды. У детей всё гораздо сложнее. Это целый мир, в котором появляются новые друзья или те, кто очень-очень не нравится. В повседневной школьной и домашней жизни знакомство происходит естественно (хотя и не всегда успешно). А вот создать единый коллектив в летнем лагере — настоящее искусство.

Проверенный способ подружить незнакомых ребят — специальные игры. В летнем лагере эту сложную задачу выполняют чаще всего вожатые. Дело не только в специальном образовании, но и особом складе характера, который позволяет взрослому человеку общаться с детьми на равных, но при этом вести их в нужном направлении.

Какие игры чаще всего используются для успешного знакомства ребят:

  1. Для самых маленьких — «Поговорим, как зверята»: каждый, чьё имя начинается на букву «А» начинает мычать, на букву «Л» — мяукать, на букву «М» — лаять (и далее огромное количество вариаций). Как вариант — на спину игроку прикрепляется рисунок животного (какого — ему неизвестно). Чтобы решить загадку, он задаёт окружающим наводящие вопросы: сколько у этого зверя ног, если ли перья и хобот.
  2. Для младших групп можно выбрать и самый простой вариант: «Лены — похлопайте в ладоши», «Димы — подпрыгните на месте», «Саши (девочки и мальчики)» — возьмитесь за руки. Ребят с редкими именами можно собрать вместе.
  3. Если младшие дети совсем не проявляют активность — лучше всего их построить в отряды, ориентируясь на имена в алфавитном порядке. Обычно это — весёлое хаотичное движение, во время сумбурного построения и происходит знакомство.
  4. Есть простая, весьма распространённая игра под названием «Паровоз». Правила примитивны, но при этом игроки обычно сбиваются с «правильного курса». Первый участник произносит своё имя. Второй — повторяет услышанное, затем называет себя. Третий, четвёртый, пятый и остальные — должны повторить все услышанные имена и в заключении назвать своё. Выглядит очень просто — но при этом мало шансов, что последний игрок запомнил правильную очерёдность названных имён. Выиграть сложно, зато очень-очень весело.
  5. Несложная и забавная игра «Кораблик» изначально была создана для самых маленьких, но может быть адаптирована под любой возраст. Это идеальный способ знакомства. Каждый не просто называет своё имя, но и перечисляет собственные интересы: «Я — Саша и обожаю смотреть анимэ», «Я — Петя и дружу со своим котом Барсиком», «Я — Серёжа и начинаю изучать программирование». Этот способ работает и для старших групп — естественно, их желания и интересы сложнее. Но таким образом все остальные ребята сразу понимают, с кем захочется общаться на протяжении всей лагерной смены.
  6. Отличный способ познакомиться — любая интерактивная игра, правила которой сочиняются прямо в процессе знакомства. Попробуйте спросить ребят, что им интересно. И вскоре совершенно неожиданно окажется, что самые юные сочиняют отличные стихи, маленькие интересуются сложной компьютерной графикой, а старшие — наоборот: любят просто рисовать картинки на бумаге карандашами.
  7. Можно и в обычное знакомство внести интригу. Каждый должен назвать два своих хобби. Но при этом одно — настоящее, а другое выдуманное. Например, игрок Н говорит, что обожает рисовать и петь. А другие ребята угадывают, какое из этих занятий ему действительно нравится, а какое он сейчас сочинил на ходу.
  8. Можно использовать «Математический» способ знакомства. Ребята начинают произносить порядковые номера, первый, второй, третий, четвёртый, а каждый пятый вместо цифры называет своё имя. И так по кругу. А если «придать ускорение», то большинство вскоре запутается, когда требуется произнести цифру, а когда — имя. Возможно, не очень продуктивно, зато весело.
  9. Для младшего и среднего возраста есть очень простой и эффективный вариант — знакомство при помощи мяча. Две команды становятся друг напротив друга. Участник каждой команды кидает «противнику» мяч, называя своё имя. Когда мяч оказывается у последнего игрока, он отправляется в обратный путь. Но при этом каждый игрок должен кидать его партнёрам, называя уже не своё имя, а того, кому адресован мяч. Можно менять ребят местами, повторяя игру несколько раз. Безусловно, игроки будут часто путать имена, но каждый точно запомнит тех, с кем ему захотелось подружиться. 
  10. Один из самых старых способов знакомства — называть н«е только своё имя, а собственную характеристику на ту же букву: Я — могучий Миша, я — красивая Катя. Эту игру можно расширять, сочиняя целые предложения: очаровательная Оля обедает, она ест окрошку, овсянку и огурцы. Самое смешное, что при быстрой игре многие ребята (особенно младшего возраста) непременно запутаются, решив, что ананас начинается с буквы «О», а очаровательный — с буквы «А».
  11. «Муравейник». Здесь потребуется предварительная подготовка — создать специальные карточки, в которых записаны свойства человека: например, любовь к пению, умение играть в шахматы, нежелание делать уборку в собственной комнате. Лучше всего в описании смешивать положительные и отрицательные черты характера. Получив карточку, участник должен найти игроков с этими качествами и вписать в карточку их имена. Эта игра полезна и для педагога — он получает представление о характере ребят, а в большинстве случаев — сможет определить лидера.
  12. «Молекулы и хаос». Ребята изображают броуновское движение, передвигаясь хаотично по залу. По команде ведущего они образуют пары или тройки, знакомятся друг с другом. Следующая команда — снова создать хаос, затем — новое знакомство.
  13. Здороваемся за руку — за ограниченный период времени необходимо пожать руку как можно большему количеству новых знакомых. Дополнительно можно устроить конкурс — кто запомнил имена всех, с кем только что познакомился.
  14. Рассказ в трёх словах. Используя только три слова, охарактеризовать себя как личность, назвать качества, которые человек считает для себя главными. Как правило, все наперебой пытаются рассказать о себе, не слушая друг друга. Поэтому нужно установить чёткий порядок — например, в алфавитном порядке.
  15. Знакомство «В два круга». Ребята образуют два круга — внешний и внутренний. Под музыку круги вращаются, затем по команде останавливаются, и ребята знакомятся с тем, кто оказался рядом. Срабатывает тот же принцип, что и в большинстве других игр — каждый запомнит именно тех ребят, с кем захотел подружиться.

В отдельную игру можно превратить и знакомство с вожатым: можно не называть своё имя, а предложить ребятам его угадать. Эту «викторину» можно продолжать на любую тему: предложить отгадать свою любимую песню, а потом спеть её всем вместе. Поговорить о своём любимом блюде и заодно узнать, кто из ребят какие лакомства предпочитает. 

В арсенале многих вожатых есть старый, но надёжный способ создать ребятам весёлое настроение: рисование цветными мелками на асфальте:

  • каждый рисует то, что ему нравится;
  • все выполняют одинаковое задание;
  • те, кто не любит рисовать, служат «моделями» для художников. 

Как ни странно, это занятие (особенно последний вариант) по душе не только самым маленьким, но и ребятам среднего возраста. А если совместить индивидуальное творчество и коллективное общение — дети смогут вместе создавать свои «шедевры», знакомиться, спорить, превращаться из «единоличников» в дружный коллектив.

Цель знакомства в летнем лагере — не просто запомнить имена друг друга, а подружиться, найти близких по интересам ребят. Задача педагога — не оставить без внимания ребёнка, который стесняется и чувствует себя «не в своей тарелке».

Игры, с помощью которых можно образовать команды

Дело не только в спортивном или интеллектуальном состязании. Нужен сам командный дух, общее занятие, которое сплотит всех ребят. Для младшей группы можно провести самую простую игру, знакомую всем с детского сада: «Путаница» — когда нужно правильно запутать и весело распутать сцепленные руки. Очень просто и одновременно весело. 

Можно пытаться образовать круг или более сложные фигуры. Во время этой игры ребята разделятся не просто на команды, а на кружки единомышленников, победят те, кто понимает друг друга с полуслова. И при этом сразу разберутся: для кого главное — результат, а для кого — сам процесс путаницы.

Командные игры помогут не только в день знакомства, но и в следующие дни. Например, отличным мероприятием может стать день Нептуна. И неважно, что лагерь находится не на море. Достаточно реки, озера или просторного бассейна. Ребят можно разделить на несколько групп:

  • свита Нептуна — например, папуасы, которых можно смешно раскрасить гуашью;
  • морские жители — русалки и дельфины;
  • просто любопытные, которых свита по приказу Нептуна будет кидать в воду.

Можно вспомнить всем знакомую диснеевскую Ариэль, её друзей Себастьяна и Флаундера. Таким образом, у ребят сразу образуются общие знакомые — сказочные персонажи, и тогда гораздо легче будет найти общий язык. Но такая игра потребует проведение подготовки со стороны вожатых.

Из самых простых вариантов для более старших: игра «доверчивое падение». Один падает (со сложенными руками) — остальные ловят. Для маленьких эта игра не подходит, потому что ребята должны понимать: падающего нужно подхватить, предотвратить удар, а не просто смеяться, когда он окажется на земле. 

Как во время игры выявить лидера 

Такие игры могут проводиться в самом начале смены (и тогда это ближе к угадайке) или после длительного знакомства ребят друг с другом. В этом случае обычно происходит соревнование между двумя-тремя уже определившимися лидерами. 

Если у вожатого есть время и желание, он может ориентироваться не только на определение лидера, а на развитие командных качеств у ребят. Какие свойства определяют лидера коллектива уже в самом юном возрасте:

  • настойчивость — упорство и стремление доводить начатое дело до конца;
  • активность — самостоятельное действие, а не попытки командовать другими;
  • инициативность — собственные идеи, пусть, не всегда удачные, но свои;
  • общительность — умение не только командовать, но и слушать собеседника;
  • организованность — самодисциплина и чётко выстроенный план действий.

Такими характеристиками обладают и не все взрослые. Но если есть желание и поддержка педагога — эти качества можно успешно развивать. Сложнее определить грань, когда лидер чрезмерно увлекается своей ролью командира и считает своё собственное мнение безупречным.

Активная игра на свежем воздухе

К подвижным играм можно отнести сотни различных от мероприятий. От старинной «море волнуется раз…. » до традиционного пляжного волейбола (и пляж для него совсем необязателен). Для самых маленьких беспроигрышный вариант — «Утка с утятами». Ведущий, выступающий в роли утки, делает смешные и неожиданные маневры: притопы, прихлопы, падения навзничь, а «утята» это повторяют.

В Подмосковном лагере «Дружите.ру» разработана уникальная программа «Легенда» — активный отдых для самых маленьких в хвойном лесу. Ребята могут часами участвовать в увлекательных мероприятиях. Для этого создаётся не только специальный сценарий, но и подготавливаются костюмы, аксессуары, необычный реквизит. А по вечерам, сидя у костра, дети вместе со взрослыми придумывают увлекательные мероприятия на следующий день.

Игры-минутки

Игры-минутки используются не для для развития навыков или тренировки: их задача — заполнить паузу. Самый простой и проверенный временем вариант — пантомима. Вожатый может изображать любое действие: 

  • чистит зубы;
  • разжигает костёр;
  • завязывает шнурки;
  • плывёт;
  • играет на барабане.

Это отличный способ не просто занять свободные 10-15 минут, но и отвлечь ребят в случае непонятной ситуации. 

Некоторые игры-минутки требуют небольшую подготовку: спрятать заранее игрушку, спортивный инвентарь, предмет одежды. И устроить блиц-соревнования по поиску. 

Можно совместить заполнение паузы и незамысловатое развитие памяти — вожатый становится за спиной у ребят и задаёт вопросы о цвете своей одежде или предметах в руке. Наблюдательность — качество достаточно редкое. И в большинстве случаев дети начинают спорить, хотя видели сегодня своего вожатого, возможно, в течение нескольких часов. Как правило, получается очень забавно, когда один говорит, что на вожатом синяя куртка, а другой помнит, что это точно светло-зелёный свитер. 

Тренируем наблюдательность 

Для развития внимания существуют и более серьёзные игры. Но они требуют предварительной подготовки. Тренировка наблюдательности входит в общую схему развивающих игр. Есть достаточно простой вариант — первый игрок называет фрукт, например, апельсин. Второй произносит «апельсин, яблоко», третий продолжает цепочку: «апельсин, яблоко, абрикос». Каждый из игроков добавляет собственное название. Несмотря на простоту игры, большинство ребят очень скоро начинает забывать последовательность, путает название, выбывая из игры.

Более активный вариант — ведущий произносит команды, а игроки должны выполнять их с точностью «до наоборот». Звучит приказ встать — все садятся, звучит команда «поднять правую руку» — нужно поднять левую ногу. Если всё происходит в темпе, то большинство ребят непременно совершает ошибку, игроки выбывают один за другим, и вскоре определяется самый внимательный победитель.

Игры для самых маленьких

В любом возрасте игры могут просто весёлые, а могут выполнять учебную задачу, но самая главная цель — поддерживать общий интерес и командный дух всех ребят. Одна из самых распространённых игр для младшего возраста — «Паровозик». 

Ребята по очереди выступают в роли Проводника — он стоит последним в цепочке малышей. У всех, кроме Проводника, глаза закрыты. А он отдаёт команды:

  • хлопнул предыдущего игрока в цепочке по плечу — нужно поворачивать соответственно направо или налево;
  • хлопнул по обоим плечам — нужно двигаться вперёд;
  • после двойного хлопка нужно поворачивать назад;
  • а хлопки дробью означают команду остановиться. 

Проводник в ходе игры меняется несколько раз, если ребят немного, то каждый по очереди побывает таким «командиром». Для малышей разработано множество игр, наиболее часто на практике встречаются:

  • «Крокодил»;
  • «Снежный ком»;
  • «Переправа через реку»;
  • «Инопланетяне»;
  • «Тише-громче»;
  • «Семейная фотография» и многие другие.

Пожалуй, на роль самой старой игры претендует «Сломанный телефон». Игроки шёпотом передают друг другу слово, сказанное ведущим. Тот, кто ошибся и передал неверно, отправляется в конец цепочки.

Игры для среднего возраста

Для средней группы существует ещё больше весёлых и полезных развлечений. Вот лишь несколько из самых популярных:

  1. «Аэропорт». И здесь множество вариантов: можно ограничиться только двумя командами, встречающие и прилетающие. Но при желании можно добавить спасателей, лётчиков, журналистов. Как правило, сюжет этой игры заключается в том, что самолёт 10 лет назад попал в Бермудский треугольник, и теперь встречающие стараются узнать своих родственников, которые изменились за эти годы
  2. «Гусеница» — ребята держатся за талию идущего впереди. Разрывать цепочку нельзя, но при этом гусеница должна проделывать самые разные вещи — кушать, умываться, прятаться от врагов.
  3. «Японский театр» — с тремя основными персонажами: Дракон, Рыцарь, Красавица.
  4. «Узелки» — игра для чётного количества участников, которые обмениваться рукопожатиями, стоя в круге. Задача: угадать, кто протянет тебе руку.
  5. «Бегающий гномик». Стоящие кругом ребята закрывают глаза. Ведущий топает, все должны повторять топот по цепочке. Создаётся иллюзия Гномика, бегущего по кругу. Для этого нужно чётко соблюдать очерёдность.

Безусловно, существует и множество игр, связанных с рисованием на заданную тему — создание индивидуальных рисунков или коллективное творчество.

Досуг для старших групп

Старшеклассники уже не находятся в постоянном хаотичном движении, как ребята младшего и среднего возраста. Но им также игры требуются активные, максимально подвижные и содержательные, с элементом неожиданности. Направить энергию можно в совершенно незамысловатые, но увлекательные игры:

  1. «Бег пингвинов» — командная игра, когда все по очереди обегают вокруг препятствия с мячом, зажатым между ногами. Мяч передаётся, как эстафетная палочка.
  2. «Перетягивания каната» — классический нестареющий вариант для двух команд. Запрещается перехватывать канат руками и отпускать его.
  3. «Зомби» — правая рука одного игрока привязана к левой руке другого. А свободными руками они вместе должны выполнить команду — например, завернуть свёрток и красиво обвязать его лентой, сделав бантик.

Ребятам любого возраста интересно участвовать в театрализованных представлениях. Команды кураторов «Дружите.ру» разрабатывают специальные программы, в которых ребята попадают в сказочные миры Гарри Поттера или Эльфийский Лес. Множество аксессуаров и оригинальные костюмы создают волшебную атмосферу, а необычные сюжеты авторы сочиняют новые для каждой смены ребят.

Отдельное внимание — интеллектуальным играм. Но в летнее время они скорее нужны в том случае, если на улице «нелётная» погода. Тут выбор велик — от «Морского боя» до «Монополии». Особое место занимают и викторины. Они могут быть построены по примеру телевизионных шоу или придуманы от начала до конца самими ребятами. В этом случае главное правило — чтобы угадывать ответы могли все ребята, не стоит задавать слишком сложные вопросы.

Если проверяем эрудицию — можно устроить персональное первенство. Но гораздо увлекательнее сделать игру командную, в которой будут участвовать абсолютно все. А самое интересное в конкурсах и викторинах — создать необычную атмосферу: оформление зала, компетентное жюри, эффектное открытие и завершение викторины, неожиданные призы. Впрочем, многое зависит от ведущего — потребуется не только эрудиция, знание ответов на вопросы, но и умение объяснить ребятам самые сложные вещи простым языком.

Понравилась статья?
Поделитесь в соцсетях